Где то под Тулой, или о российском автозаводе HAVAL
В июне нынешнего 2024 года автомобили бренда Haval стали самыми продаваемыми в России после отечественной Lada. Немалую роль в этом сыграла грамотная политика автогиганта Great Wall Motor, сделавшего ставку на последовательное проникновение на российский рынок и локализацию бренда Haval, в рамках чего в индустриальном парке “Узловая”, что в Тульской области, был построен “Хавейл Мотор Мануфэкчуринг Рус” - автомобильный завод полного цикла. Собственно, о нем мы сейчас и поговорим.
Коротко о бренде Haval
Но сначала немного о бренде. Haval или Хавейл в русской транскрипции - один из суббрендов компании Great Wall Motor (GWM), который специализируется на производстве кроссоверов и внедорожников. Сама компания была основана еще в 1976 году, однако длительное время занималась сельхозтехникой. В 90-е компания сменила профиль и стала выпускать легковые автомобили, а в 2005-м с конвейера GWM сошел и первый кроссовер Hover. Спустя 5 лет компания выпускает новую модель - HAVAL, и именно ей стало суждено стать наименованием широко известного сегодня бренда.
В 2014-м Хавейл, как независимый бренд, был представлен на Московском автосалоне, а спустя год в Москве открылся первый дилерский центр. Сегодня их число в России составляет порядка полутора сотен, охватывая географию от Калининграда до Дальнего Востока. Автомобили Хавейл поставляются в четыре десятка государств мира, но именно наша страна стала первым зарубежным рынком для Haval.
Рождение завода Haval в России
Проникновение китайского бренда на отечественный рынок происходило стремительно. В мае 2014 г. в Шанхае было подписано соглашение о реализации инвестиционного проекта строительства завода площадью 183 158 м² и рассчитанного на ежегодный выпуск 150 тысяч автомобилей. Строительство началось осенью 2015 года на территории индустриального парка “Узловая”, а уже 5 июля 2019 года состоялось открытие современного завода полного цикла, который стал первым зарубежным предприятием полного цикла такого уровня для китайского бренда. Спустя год после запуска, с конвейера сошел юбилейный 10-тысячный автомобиль, которым стал Haval F7, а свою вторую годовщину завод отметил 30-тысячным авто – Haval Jolion.
“Хавейл Мотор Мануфэкчуринг Рус” сегодня
Сегодня на автозаводе Haval выпускаются несколько моделей марки. Это кроссоверы Jolion, F7 (а также его внедорожная версия F7x), Dargo и рамный внедорожник H9 - наиболее популярные в нашей стране представители бренда. Интересно, что на территорию предприятия регулярно проводятся экскурсии, а посмотреть там действительно есть на что.
Цех штамповки
Здесь выпускаются крупные детали кузова, такие как дверные панели, днище, боковины кузова. На закрытых линиях цеха работают 6 промышленных роботов, четыре пресса и пресс-машина, которые вместе обеспечивают производительность в 720 кузовных панелей в час. Детали выпускаются абсолютно для всех моделей HAVAL, представленных на отечественном рынке. Но главное совсем не это. И не даже не многоступенчатый контроль качества, который является многоступенчатым по своей сути, а не названию. Главное немного в другом.
Совсем не секрет, что автомобили из Поднебесной прошлых лет не могли похвастаться устойчивостью к коррозии, а если говорить прямо, то просто откровенно гнили. Даже когда к китайцам перестали относится подозрительно в плане электрики и моторов, качество стали оставалось проблемой номер один и главной претензией нашего автолюбителя. И именно в HAVAL эту проблему сумели решить поставкой высококачественной оцинкованной стали.
Сварочный цех
Готовые кузовные панели подаются в сварочный цех, уровень автоматизации которого близок к абсолютному. Это достигается благодаря работе 76-ти роботов, которые самостоятельно определяют модель автомобиля и выбирают нужную сварочную программу. Линия может использоваться для сварки элементов сразу трех разных моделей автомобилей одновременно. Зрелище соединения панелей в готовый кузов без активного человеческого участия действительно завораживает. Сам цех оборудован лазерным ограждением, которое обеспечивает безопасность производства.
Цех окраски
Цех окраски - место, куда обычно посторонним вход запрещён. Но это правило не распространяется на завод HAVAL под Тулой - цех открыт для посещений, хотя экскурсантам и придется надеть спецодежду и пройти обработку потоками сжатого воздуха в шлюзовой камере.Только после этого можно увидеть, как кузова, прибывшие из цеха сварки, погружаются в катафорезную ванну, а затем и сам процесс окрашивания, в котором принимают участие 19 роботов. Еще несколько роботов наносят герметик.
Цех впечатляет своими размерами, занимая площадь под 20 тысяч квадратных метров, и объемом производства - за сутки здесь окрашивают 21 кузов. Как и практически во всех остальных цехах - обязательный многоступенчатый контроль качества.
Сборочный цех
Линии сборки в перспективе рассчитаны на выпуск полутора сотен тысяч новеньких автомобилей Haval ежегодно. Кстати, сам завод работает в три смены, обеспечивая работой почти 2 тысячи человек. Технологическая цепочка в цехе сборки - достаточно сложная, и помимо непосредственно сборки автомобиля, включает и производственные элементы, например, собственное производство пластмассовых деталей интерьера.
Работа в цехе кипит в 3 смены, а скорости, с которой собирают новенькие автомобили HAVAL остаётся только позавидовать. Так, для сборки HAVAL F7 требуется всего 12 часов при участии 300 специалистов завода. Кроссоверы H-серии собирают чуть дольше – 16 часов, но сотрудников на это требуется меньше – 50 человек.
Испытательный полигон
Кроме многочисленных тестов на всех этапах производства все автомобили HAVAL проходят завершающие проверки на собственном испытательном полигоне. На построенных здесь треках сошедшие с конвейера автомобили проходят испытания в различных условиях, включая ровный асфальт, дорожные неровности, спуски и подъемы, гравий, скользкое и влажное покрытие.
Кстати, в «Хавейл Мотор Мануфэкчуринг Рус» имеется собственный центр исследований и разработок, где автомобили адаптируют с учетом опыта их эксплуатации в условиях России и результатов испытаний на полигоне. Это одна из многих причин, по которым производитель полностью уверен в качестве своей продукции, что прямо отражается на его гарантийных обязательств. Шесть лет гарантии от сквозной коррозии, пять лет на коробку передач и общая трехлетняя (или 150 тысяч пробега) гарантия HAVAL - более, чем неплохие условия для автовладельца.
Моторный завод
В начале этого года состоялось еще одно знаковое событие в истории автоконцерна - открытие собственного завода по производству двигателей в Тульской области. Локализация моторов - неизбежный шаг для любого производителя, который планирует стать лидером на авторынке. В нашей стране этим, впрочем, могут похвастаться немногие. До начала санкций это были разве что Renault-Nissan, VAG и Mazda. На подходе были еще Hyundai, однако на полную проектную мощность выйти не успели.
Запущенный моторный завод в “Узловой” занимает площадь свыше 10 тысяч квадратных метров и рассчитан на выпуск 100 тысяч двигателей в год. Как проявят себя обрусевшие силовые агрегаты увидим уже в ближайшее время, но опыт локализации европейских моторов в целом оказался положительным. Учитывая же тот факт, что в HAVAL способны устранить все возникшие в процессе эксплуатации недочеты на месте без лишних этапов согласования и логистики, все это видится достаточно перспективным. Особенно для будущих автовладельцев.
HAVAL — первый и на момент подготовки статьи единственный китайский бренд, подписавший с Минпромторгом специальный инвестиционный контракт на локализацию производства в РФ. Поэтому он с нами всерьёз и надолго. Концерн основательно подошел ко всем вопросам производства, включая экологическую повестку. Например, на заводе HAVAL под Тулой поэтапно очищают технические сточные воды, которые затем используют для собственных технологических нужд, а эффективность установок очистки газа составляет более 99%. Такому подходу многим отечественным предприятиям нужно еще поучиться. Впрочем, HAVAL настолько обрусел, что называть его китайцем уже и язык не поворачивается.